Основная информация
Древний город Перперикон (The Old Town of Perperikon) расположен на скалистом пике восточной части горного массива Родопи (Rhodopi) в 20 км к северо-востоку от города Карджали (Kardzhali) на высоте 1400 футов выше уровня моря.
Тысячи лет назад Перперикон был массивной лысой скалой. Доисторические люди выбрали эту гору для исполнения религиозных обрядов. Сначала они поклонялись огромным камням, позже научились их обрабатывать и использовать для защиты и прибежища. Потом сюда пришли фракийцы. После исследования древних карт ученые обнаружили, что Перперикон на фракийском языке назывался Пергамон (Pergamon) – цитадель на вершине. Первое название легендарной Трои было также Пергамон. До сих пор историки спорят, Перперикон и Пергамон – это разные города или один?
Самые ранние следы человеческой цивилизации, обнаруженные в Перпериконе, датированы последним неолитическим периодом – 6–5-ми тысячелетиями до нашей эры. В естественных щелях утеса были обнаружены остатки неолитической глиняной посуды.
Тогда Перперикон еще не был поселением, здесь проходили культовые обряды.
Поселением Перперикон стал в «медную» эпоху – 5–4-я тысячелетия до нашей эры. Именно этим временем датируется происхождение ям, высеченных в скале, и найденные в них фрагменты глиняной посуды. Ученые полагают, что Перперикон достиг апогея развития в бронзовый век, в частности 18–12-е века до нашей эры, во времена расцвета Микенской и Минойской цивилизаций.
Перперикон состоит из четырех объектов: цитадель, акрополь на холме; дворец или храм на юго-востоке от акрополя и два внешних города, на северном и южном склонах холма. Никаких археологических раскопок двух внешних городов не проводилось, но исследование ландшафта показывает, что в городах были улицы и вырезанные в скале общественные и религиозные здания. Во времена господства римлян, в 1–4-е века нашей эры, большинство домов располагалось у подножия холма, плодородная речная долина была плотно заселена. Вершина холма защищалась акрополем, толщина стен которого была 8 с половиной футов. Цитадель, вероятно, была построена раньше, римляне неоднократно достраивали и ремонтировали ее. Стены крепости уложены из твердых каменных блоков без использования каких-либо связующих материалов.
В восточной части акрополя сохранилась структура, подобная базилике. Археологические исследования предполагают, что это был языческий храм, позже преобразованный в христианскую церковь дополнением апсиды. В западной части храма расположены две каменные двери. От стен церкви к середине акрополя ведет галерея с колоннами.
Приблизительно на 90 футов ниже акрополя находится изумительной красоты дворец. Дворец – рабочее название, поскольку фактическое предназначение данной структуры еще не установлено. К дворцу ведет 100-ярдовый проход в виде крутых ступеней, высеченных в скале. Проход заканчивается у толстой стены, частично окружающей дворец. Вход укреплен двумя двойными воротами. Прорвавшись через первые ворота, нападавшие оказывались в узком коридоре, и становились легкой мишенью для находящихся на стене воинов. Площадь дворца 170 000 кв. футов, высота стен 12–15 футов. Чтобы построить это огромное сооружение, нужно было перенести сотни тысяч кубометров скалы, этот труд можно сравнить с возведением египетских пирамид. Дворец имел несколько ярусов. Первый ярус был вырезан в скале, второй опирался на твердые блоки – стилобаты и балки из дерева, которое в горах Родопи не растет. Хорошо сохранились дверные проемы с каменными подоконниками, изящная лестница и коридоры, ведущие к комнатам первого этажа. В римский период этажи были покрыты твердой керамической плиткой. В отдаленных западных и восточных секциях дворца найдены два хранилища, глубоко вырезанные в скалах. Одно содержит пятнадцать, другое – пять саркофагов, сделанных из твердых каменных плит. К сожалению, хранилища были разорены еще в древние времена, и мы уже никогда не узнаем, кто лежал в саркофагах.
Последние археологические раскопки обнаружили участок на территории дворца, буквально описанный древними поэтами как Храм Диониса (Dionysus), бога вина и веселья. В скале вырезан огромный зал; судя по отсутствию в стенах отверстий для перекрытий, крыши не было. В самом центре этой открытой площадки на высоте 9 футов находится великолепный круглый алтарь из камня 6 футов в диаметре. Овальные впадины на стенах были заполнены фрагментами глиняной посуды бронзового и железного веков. К северо-востоку от алтаря находится квадратная платформа, которая, должно быть, служила для церемониальных целей. Ученые выдвинули гипотезу, что алтарь использовался для жертвоприношений. Древние фракийцы, как известно, практиковали приношение в жертву лошадей, быков и других домашних животных, а в некоторых случаях даже людей. Многочисленные выбоины и каналы в полу возле алтаря напоминают сложную систему дренажа, что подтверждает гипотезу ученых. Однако, существует альтернативное объяснение. Сеть каналов в полу создана для обслуживания винодельного давильного пресса. Ученые провели этнологическую параллель с древним Кавказом, где создание священного вина было специальным ритуалом, и вино производилось в храме. Вторая гипотеза еще раз подтверждает, что Перперикон был центром культа Диониса.
Дворец и все другие постройки Перперикона – удивительные достижения архитектурного мастерства. Сердце наполняется трепетом, когда проходишь через построенные тысячу лет назад двери или ступаешь по камням, хранящим следы древних поколений. Какие еще тайны и загадки хранит Перперикон? Будущее покажет.